Этика поведения сиделки
Профессиональный уход за больными и пожилыми людьми предполагает непрерывное взаимодействие и общение с подопечными и требует от ухаживающего персонала не только высокой квалификации и навыков, но и развитых человеческих качеств.
Довольно часто нуждающемуся в опеке человеку, помимо помощи в удовлетворении повседневных нужд или выполнении предписаний врача, недостает простого человеческого общения и заботы. В водовороте повседневной жизни у других членов семьи, как правило, не хватает ни времени, ни возможности, чтобы оказать должную помощь и внимание немощному родственнику. Остро встает вопрос о найме сиделки.
Попробуем разобраться, какими качествами должна обладать сиделка для престарелого или тяжелобольного пациента и как она должна вести себя с подопечным.
Как становятся сиделками
Обычно уход за больными и пожилыми людьми осуществляют женщины средних лет. В сфере патронажных услуг они оказываются по разным причинам. Большая часть из них - это медицинские работники среднего и младшего звена, вышедшие на пенсию, но ещё способные трудиться, или уволившиеся с работы по причине низких зарплат. Немалое число и тех, кто мечтает посвятить себя людям, нуждающимся в посторонней помощи. Имеются и такие, кто рассматривает работу по уходу за больными в качестве возможности улучшить свои финансовые дела. Прежде всего, это мигранты из стран СНГ и женщины из российской глубинки.
Все они, так или иначе, выполняют возложенные на них обязанности, одни хорошо, другие хуже. Профессия сиделки не является престижной или высокооплачиваемой, тем не менее, она была и остается весьма востребованной.
Поэтому важно определить, какими качествами должна обладать сиделка, которую можно безбоязненно пустить в дом и доверить ей близкого человека.
Практика показывает, что отличными сиделками становятся женщины, придерживающиеся высоких нравственных взглядов, способные глубоко сопереживать чужой боли, готовые посвятить свою жизнь родственнику или другому человеку, который нуждается в помощи. У них глубоко развито призвание к милосердию, чувство удовлетворенности своей работой, врожденная потребность помогать. Огромную роль играет душевная и эмоциональная отдача, понимание своей нужности.
Положительно себя зарекомендовали патронажные сестры, имеющие медицинское образование. С молодых лет они связали свою жизнь с медициной, получили соответствующие знания и опыт. Они знают психологию больных, понимают особенности их поведения. Оказание помощи другим людям стало для них жизненной потребностью.
Успешно справляются со своими обязанностями и сиделки, которые на личном опыте убедились, насколько важен и необходим их труд. Одни ухаживали за тяжело больным родственником, другие присматривали за престарелыми родителями, дедушками или бабушками. Они помнят, как сложно было их родным и стремятся позаботиться об окружающих.
Качества сиделки
Чтобы быть хорошей помощницей больному или престарелому человеку и принести максимальную пользу подопечному, сиделке необходимо иметь такие качества, как:
- Доброта и чуткость. Способность поддерживать положительные эмоциональные контакты.
- Психологическая устойчивость, деликатность и благожелательность.
- Физическая выносливость, сила и ловкость.
- Чистоплотность и аккуратность.
- Коммуникативность, умение выстроить правильные отношения со своим подопечным.
- Выдержка и самообладание.
- Терпение и понимание. Даже, если со стороны подопечного или его родственников появятся какие-то несправедливые, по мнению сиделки, упреки или незаслуженная грубость, нужно отвечать на них выдержкой и терпением.
- Вежливость и внимательность.
- Умение слушать и принимать мнение подопечного, даже если оно отличается от мнения сиделки.
- Толерантность и непредвзятость. Сиделки должны объективно относиться к своим подопечным, независимо от пола, возраста, вероисповедания, расы, сексуальной ориентации и пр. Видеть в них, прежде всего, личность с набором индивидуальных качеств и особенностей.
Как должна вести себя патронажная сестра
В процессе ухода за больными и престарелыми людьми важную роль играет соблюдение сиделкой основных этических правил. При этом следует понимать, что у каждого человека свой характер и темперамент, а также учитывать, что в преклонном возрасте, а также во время болезни, негативные стороны его характера могут обостряться.
Обязательные этические правила, которых должна придерживаться сиделка при уходе за больными и престарелыми людьми:
- Учет интересов и потребностей подопечного.
Сиделка должна не только качественно осуществлять уход, но и оказывать помощь пациенту в удовлетворении его духовных потребностей, в частности, составить компанию на прогулке, посмотреть фильм или почитать книгу вместе с больным, помочь в выполнении интересного для подопечного задании, поделиться новостями.
- Уважительное отношение.
К подопечному необходимо обращаться по имени и отчеству. Недопустимо называть подопечного «бабушка», «дедушка» и т.п. Разговаривать спокойным приветливым тоном. Уметь слушать, быстро и безошибочно определить реакцию собеседника на то или иное высказывание.
- Тактичность и чуткость, соблюдение дистанции.
В процессе работы, какими бы хорошими не оказались отношения между сиделкой и подопечным, а также членами его семьи, сиделка не должна забывать, что она - наемный работник и чужой человек. Поэтому она не должна:
- вмешиваться в семейные дела подопечного;
- обсуждать членов семьи, их занятия, поведение, образ жизни, оценивать их высказывания и поступки;
- интересоваться семейными тайнами;
- высказывать своё мнение, если это не связано с выполнением профессиональных обязанностей, и тем более не пытаться навязывать свое мнение подопечному или его родственникам.
- Создание атмосферы взаимного доверия.
В большинстве случаев это достигается искренним сопереживанием больному, сочувствием к ситуации, в которой он оказался, проявлением терпения и выдержки, если у подопечного что-то не получается. Ни в коем случае нельзя упрекать или критиковать за его неспособность что-то сделать. Стараться всячески подбадривать, отмечать положительные достижения, успехи.
- Соблюдение конфиденциальности.
Не нужно рассказывать третьим лицам о состоянии здоровья или другую информацию о пациенте, за которым осуществляется уход, об отношениях в его семье, делиться с посторонними лицами сведениями, полученными в процессе работы.